Преднамеренное банкротство

Содержание

Преднамеренное и фиктивное банкротство, признаки и последствия

Подходы к выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства"определяются правила, в соответствии с которыми арбитражные управляющие осуществляют проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Признаком фиктивного банкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату обращения должника в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).

Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства определяется обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами.

Обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами определяется как отношение величины оборотных активов, за исключением налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям к величине краткосрочных пассивов, за исключением доходов будущих периодов, фондов потребления и резервов предстоящих расходов и платежей.

На основании рассчитанной величины обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами делаются следующие выводы:

— если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами равна или больше единицы, то признаки фиктивного банкротства усматриваются;

если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами меньше единицы, то признаки фиктивного банкротства отсутствуют.

Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа. На первом этапе проводится анализ значений и поквартальной динамики четырех выбранных коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника за исследуемый двухлетний прошлый период. Выявляется, есть ли существенное ухудшения значений двух или более коэффициентов на конкретном интервале.

Далее проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника. Анализируются сделки и действия должника, повлекшие выявленное существенное ухудшение на данном интервале.

В результате проведенной экспертизы делаются следующие выводы:

— если обеспеченность требований кредиторов за период проверки существенно не ухудшилась, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;

— если обеспеченность требований кредиторов существенно ухудшилась, но сделки, совершенные должником, соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, действия должника соответствуют нормативным актам, тогда признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;

— если обеспеченность требований кредиторов ухудшилась и сделки или/и действия, совершенные должником, не соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, законодательству, тогда признаки преднамеренного банкротства усматриваются.

Фиктивное и преднамеренное банкротство, согласно их определению в УК, всегда связывается с умыслом и корыстными мотивами лиц, их совершающих.

Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 2936;

Расчет показателей фиктивного или преднамеренного банкротства

Отчет создан в программе ФинЭкАнализ.

Вы точно человек?

Скачать программу можно здесь

ОАО "Арсенал" (ПРИМЕР)

на 01.01.2015 г.

в соответствии с методическими рекомендациями по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Распоряжение ФСДН №33-р

Признаком фиктивного банкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату обращения должника в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства определяется обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами

Обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами (К1) определяется как отношение величины оборотных активов, за исключением налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям к величине краткосрочных пассивов, за исключением доходов будущих периодов, фондов потребления и резервов предстоящих расходов и платежей. Нормальное значение <1 — признаки фиктивного банкротства отсутствуют.

         (с.1200-с.1220)Ф1         
 (с.1500-с.1530-с.1540)Ф1  
K1 на 01.01.2014 1.385 признак фиктивного банкротства
K1 на 01.01.2015 2.007 признак фиктивного банкротства
Изменение 0.622 положительная тенденция

За 2014 г. увеличилась обеспеченность краткосрочных обязательств предприятия его оборотными активами. На 01.01.2015 г. у ОАО "Арсенал" (ПРИМЕР) наблюдаются признаки фиктивного банкротства

Признаками преднамеренного банкротства являются действия лиц, имеющих право давать обязательные для должника указания, которые вызвали неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. С целью выявления признаков преднамеренного банкротства рассчитываются показатели, характеризующие изменения в обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, а также изучаются условия совершения сделок должника, повлекших существенные изменения данных показателей

1. Обеспеченность обязательств должника всеми его активами (К2) характеризуется величиной активов организации, приходящихся на единицу долга и определяется как отношение всей величины имущества, равной валюте баланса, за исключением организационных расходов, налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям и убытков к сумме кредиторской задолженности, включая задолженность по обязательным платежам

         (с.1600-с.1220)Ф1         
 (с.1400+с.1500-с.1530-с.1540)Ф1  
K1 на 01.01.2014 1.802
K2 на 01.01.2015 2.665
Изменение 0.863 положительная тенденция

Обеспеченность краткосрочых обязательств увеличилась. Вероятность оплаты счетов поставок и возврата кредитных ресурсов увеличилась.

2. Обеспеченность обязательств должника его оборотными активами (К3) характеризуется величиной оборотных активов организации, приходящихся на единицу долга и определяется как отношение величины оборотных активов, налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям и убытков к сумме кредиторской задолженности, включая задолженность по обязательным платежам

         (с.1200-с.1220)Ф1         
 (с.1400+с.1500-с.1530-с.1540)Ф1  
K1 на 01.01.2014 1.36
K3 на 01.01.2015 1.962
Изменение 0.602 положительная тенденция

Увеличилась обеспеченность обязательств предприятия оборотными активами и надежность предприятия как хозяйственного партнера.

3. Величина чистых активов (ЧА) организации характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами

K1 на 01.01.2014 871733
ЧА на 01.01.2015 1498360
Изменение 626627 положительная тенденция

Стоимость чистых активов за анализируемый период возросла на 626627 тыс. руб. или на 41.82% и составила 1498360 тыс. руб.

ВЫВОД: На 01.01.2015 года у предприятия отсутствуют признаки преднамеренного банкротства.

Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб, &#8212;

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового.

Комментарий к Ст. 196 УК РФ

1. Действиями или бездействием, приводящими к невозможности исполнения в полном объеме обязательств перед кредиторами, считаются, в частности, создание искусственной кредиторской задолженности, умышленное неистребование дебиторской задолженности и др.

2. Для квалификации неважно, повлекли ли действия или бездействие такое последствие, как признание индивидуального предпринимателя либо возглавляемого им юридического лица банкротом. Необходимо лишь, чтобы деяние своим результатом имело крупный ущерб.

3. При совершении указанными в комментируемой статье субъектами действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, моментом причинения ущерба кредиторам следует считать срок, до истечения которого должник был обязан в соответствии с договором (ст. 314 ГК РФ) либо налоговым кодексом исполнить соответствующие обязательства и (или) обязанности.

Признаки преднамеренного банкротства

В этом случае преступление признается оконченным вне зависимости от вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, хотя действия виновного были заведомо направлены именно на банкротство должника. При этом следует учесть, что в отличие от ст. 195 в комментируемой статье отсутствует указание на совершение противоправных действий (бездействия) только при наличии признаков банкротства.

4. Субъективная сторона &#8212; прямой или косвенный умысел.

5. Субъект преступления определен в самой статье.

6. По смыслу закона причинившие крупный ущерб действия, заведомо влекущие неспособность юридического лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, квалифицируются по комментируемой статье лишь в том случае, когда виновный преследовал цель банкротства организации. Если установлено, что несмотря на наличие признаков банкротства, такая цель не преследовалась, содеянное должно квалифицироваться при наличии к тому и иных оснований по ч. 1 ст. 195 УК.

7. Продажа руководителем юридического лица имущества возглавляемой им организации по заведомо заниженной цене должна квалифицироваться как растрата, т.е. хищение чужого имущества, вверенного виновному, если он преследовал при этом корыстную цель, желая получить материальную выгоду для себя или других лиц за счет похищенного имущества. Главным же критерием здесь служит наличие либо отсутствие согласия учредителей на соответствующий &#171;вывод активов&#187;. Если не сопровождающееся эквивалентным возмещением распоряжение имуществом в пользу третьего лица произошло помимо воли участников организации, то налицо признаки хищения.

Если же наряду со стремлением получить выгоду от растраты вверенного ему имущества виновный желал банкротства организации и осознавал, что его действия повлекут неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, чем будет причинен крупный ущерб, и такой ущерб действительно был причинен, содеянное по совокупности надлежит квалифицировать и по комментируемой статье.

Преднамеренное банкротство должника: что делать кредиторам?

Формы банкротства. Виды ответственности

В настоящее время различают следующие формы банкротства:

реальное банкротство — неспособность должника восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь финансовых ресурсов;

преднамеренное банкротство — умышленное создание руководством или собственниками должника состояния неплатежеспособности, нанесение должнику экономического вреда в личных интересах;

фиктивное банкротство — ложное объявление должником о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки платежей по своим финансовым обязательствам и/или реструктуризации долгов.

Преднамеренное банкротство рассматривается как уголовно наказуемое деяние. Так, совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо без такового .

В случае если действия (бездействие) по преднамеренному банкротству не содержат уголовно наказуемых деяний, тогда виновные должностные лица подлежат административной ответственности в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. или дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет .

О признаках преднамеренного банкротства должника

Выявление признаков преднамеренного банкротства должника в деле о банкротстве согласно п. 2 ст. 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон) относится к обязанностям арбитражного управляющего, равно как и сообщение о выявленных признаках лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой он состоит, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях. Кроме того, на арбитражного управляющего возложена обязанность анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности и доводить имеющиеся у него сведения об обнаруженных признаках административных правонарушений и (или) преступлений до компетентных органов.

Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 N 367. Так, арбитражный управляющий должен рассчитать коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника исходя из основных показателей — оборотных активов, долго- и краткосрочной дебиторской задолженности, валовой выручки и др., провести анализ внутренних и внешних условий деятельности должника, его активов и пассивов, возможности безубыточной деятельности.

Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков преднамеренного банкротства утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 855. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в два этапа. На первом этапе анализируются значения и динамика изменения коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период, на втором — сделки должника и действия органов его управления.

К сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным, относятся:

  • сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;
  • сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для него условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;
  • сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;
  • сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.

В соответствии с п. 2 ст. 34 Закона лица, участвующие в деле о банкротстве (в том числе кредиторы), в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного банкротства. Расходы на проведение указанной экспертизы оплачивает лицо, обратившееся с ходатайством о ее назначении.

Учитывая, что об установленном факте преднамеренного банкротства должника вправе проинформировать правоохранительные органы и/или органы прокуратуры не только арбитражный управляющий, но и кредиторы, последним на начальных стадиях процедуры банкротства должника крайне важно обеспечить контроль за качеством выполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей.

Оспаривание сделок должника

Нормы об оспаривании сделок должника — подозрительных либо влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами — установлены специальной главой Закона .

Сделка, совершенная должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия указанного заявления, может быть признана арбитражным судом недействительной при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки, в том числе в случае, если цена этой сделки и (или) иные условия существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки (подозрительная сделка).

Сделка, совершенная должником в отношении отдельного кредитора или иного лица, может быть признана арбитражным судом недействительной, если вследствие такой сделки предпочтение отдается одному из кредиторов перед другими кредиторами в отношении удовлетворения его требований. Например, когда такая сделка удовлетворяет одному из следующих условий:

  • направлена на обеспечение исполнения обязательства должника или третьего лица перед отдельным кредитором, возникшего до совершения оспариваемой сделки;
  • привела или может привести к изменению очередности удовлетворения требований кредитора по обязательствам, возникшим до совершения оспариваемой сделки;
  • привела или может привести к удовлетворению требований, срок исполнения которых к моменту совершения сделки не наступил, одних кредиторов при наличии не исполненных в установленный срок обязательств перед другими кредиторами;
  • привела к тому, что отдельному кредитору оказано или может быть оказано большее предпочтение в отношении удовлетворения требований, существовавших до совершения оспариваемой сделки, чем было бы оказано в случае расчетов с кредиторами в порядке очередности в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Заявление об оспаривании сделки должника может быть подано в арбитражный суд внешним или конкурсным управляющим от имени должника по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов. При этом срок исковой давности исчисляется с момента, когда арбитражный управляющий узнал или должен был узнать о наличии оснований для оспаривания сделки.

Таким образом, правами по оспариванию сделок должника и возврату в конкурсную массу ранее неправомерно выведенного или проданного имущества последнего обладает только арбитражный управляющий.

Привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности

Согласно п. 4 ст. 10 Закона контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу.

Примечание. К контролирующим должника лицам относятся руководитель или учредитель (участник) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, члены органов управления, члены ликвидационной комиссии (ликвидаторы).

Инструментарий привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является сравнительно новым для российского права. Одна из характерных проблем его практического применения — сложность доказывания причинно-следственной связи между данными руководителем должника указаниями (решениями) и наступлением неплатежеспособности должника, поскольку распорядительная документация организации-банкрота зачастую может быть сокрыта или уничтожена его руководством.

В этой связи следует отметить: руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат необходимую информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении. Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц вправе подать конкурсный управляющий, а также конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены за счет конкурсной массы, еще до завершения конкурсного производства .

Конкурсный управляющий при наличии оснований предъявляет требования к третьим лицам, которые несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника .

Иски конкурсных управляющих о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности рассматриваются судами по установленной процессуальным законодательством подведомственности (п. 7 Постановления ВАС РФ от 15.12.2004 N 29). Предъявление такого иска может служить основанием для отложения рассмотрения вопроса о завершении конкурсного производства .

Чем грозит преднамеренное и фиктивное банкротство физического лица участникам процесса

Если указанные лица не были привлечены к субсидиарной ответственности в вышеизложенном порядке, соответствующие исковые требования к ним может предъявить каждый кредитор или уполномоченный орган (п. 3 ст. 56 ГК РФ).

При этом субсидиарная ответственность может быть возложена на контролирующих должника лиц при недостаточности имущества последнего в размере разницы между суммой требований кредиторов, включенных в соответствующий реестр, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества или замещения активов должника .

Правоприменительная практика использования возможностей привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам должника контролирующих должника лиц еще недостаточно обширна. Однако год от года практические механизмы применения данного инструмента совершенствуются.

Контроль за деятельностью арбитражного управляющего

Как уже отмечалось, арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан информировать собрание кредиторов о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц.

Периодичность предоставления конкурсным управляющим собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иной информации — не реже чем 1 раз в 3 месяца, если собранием кредиторов не установлено иное . В отчете должны содержаться сведения о предпринятых конкурсным управляющим мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества последнего, находящегося во владении у третьих лиц, по признанию недействительными сделок должника и отказу от исполнения его договоров по привлечению к субсидиарной ответственности третьих лиц.

Таким образом, у кредиторов имеется возможность контролировать деятельность арбитражного управляющего, в том числе по формированию конкурсной массы должника.

* * *

Законодательство о банкротстве прописывает инструменты для формирования арбитражным управляющим конкурсной массы должника: оспаривание подозрительных сделок и сделок, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами; привлечение к субсидиарной ответственности по обязательствам должника контролирующих его лиц — что увеличивает вероятность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. В то же время механизмы практического применения указанных инструментов требуют определенной доработки. Однако данное обстоятельство не снимает ответственности с кредиторов, которым следует занимать активную позицию в деле о банкротстве должника. Для этого у них есть соответствующие права.

Литература

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп.).
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп.).
  3. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп.).

В.Ю.Солдатенков

Консультант

Управления урегулирования задолженности

и обеспечения процедур банкротства

Федеральной налоговой службы

Ответственность за фиктивное или преднамеренное банкротство

В.В. Зайцева, кандидат юридических наук, старший консультант Высшего Арбитражного Суда РФ.

Президентом РФ 30 декабря 2001 года был подписан Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП). Согласно Федеральному закону от 30.12.01 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" КоАП вступит в силу с 1 июля 2002 года.

В данной статье хотелось бы обратить внимание только на одну новеллу: введение административной ответственности за такие виды правонарушений, как фиктивное или преднамеренное банкротство, а также за неправомерные действия при банкротстве (статьи 14.12 и 14.13 КоАП).

Фиктивное банкротство — это заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем — о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Совершение такого правонарушения, согласно части 1 статьи 14.12 КоАП, влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.

Преднамеренное банкротство — умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Совершение данного правонарушения, согласно части 2 статьи 14.12 КоАП, влечет аналогичную административную ответственность, то есть наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до одного года.

Неправомерные действия при банкротстве разделены на три группы правонарушений:

  1. сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства (часть 1 статьи 14.13 КоАП);
  2. неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (часть 2 статьи 14.13 КоАП);
  3. невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (часть 3 статьи 14.13 КоАП).

Совершение перечисленных правонарушений также влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП арбитражные суды будут рассматривать в том числе и дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12 и 14.13, то есть дела по таким административным правонарушениям, как фиктивное или преднамеренное банкротство, а также неправомерные действия при банкротстве.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12 и 14.13 КоАП, вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП, то есть арбитражные суды (часть 1 статьи 28.3 КоАП). Кроме того, указанные протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления, то есть должностные лица Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и несостоятельности (банкротству) <*>, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральным законом либо нормативными актами Президента РФ или Правительства РФ (пункт 10 части 2 статьи 28.3 КоАП).

<*> Далее — ФСФО.

Следует отметить, что в статье 10 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <*> дается определение понятиям "фиктивное банкротство" и "преднамеренное банкротство". Сравним содержание понятий, данных в КоАП и в Федеральном законе о банкротстве.

<*> Далее — Федеральный закон о банкротстве.

Фиктивное банкротство — подача должником заявления в арбитражный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. В этом случае должник, подавший указанное заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления (пункт 1 статьи 10 Федерального закона о банкротстве). Таким образом, в КоАП дано более широкое определение понятия "фиктивное банкротство", так как оно включает в себя любое заведомо ложное объявление руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, а не только обращение в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом.

Преднамеренное банкротство — банкротство должника по вине его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия. В этом случае на учредителей (участников) должника — юридического лица или иных лиц, в случае недостаточности имущества должника, может быть возложена субсидиарная ответственность (пункт 2 статьи 10 Федерального закона о банкротстве). Следовательно, в КоАП расширен круг лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности за преднамеренное банкротство, так как в КоАП, в отличие от Федерального закона о банкротстве, не дается перечня таких лиц.

Кроме этого, следует обратить внимание на то, что в пункте 3 статьи 10 Федерального закона о банкротстве указывается, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом, руководитель должника может быть привлечен к уголовной ответственности и (или) дисквалифицирован.

Дисквалификация руководителя должника как вид уголовного наказания, который мог бы быть применен судами общей юрисдикции, Уголовным кодексом Российской Федерации не устанавливается (статьи 195 "Неправомерные действия при банкротстве", 196 "Преднамеренное банкротство", 197 "Фиктивное банкротство").

Дисквалификация предусматривается только КоАП и, следовательно, является административным наказанием, применяемым, как уже было сказано, арбитражным судом.

Таким образом, если формально подходить к толкованию пункта 3 статьи 10 Федерального закона о банкротстве, то с введением в действие КоАП, то есть с 1 июля 2002 года, может быть одновременно применено к одному лицу два вида ответственности: уголовная (статьи 196, 197 УК) — судами общей юрисдикции и административная (статьи 14.12, 14.13 КоАП) — арбитражными судами. Это противоречит общему запрету на привлечение лица за одно и то же деяние одновременно к уголовной и административной ответственности.

Для устранения указанной коллизии полагаем необходимым внести изменения в пункт 3 статьи 10 Федерального закона о банкротстве: слова "и (или) дисквалифицирован" заменить словами "или к административной ответственности". В этом случае лицо будет привлекаться либо к административной, либо к уголовной ответственности.

Хотелось бы обратить внимание и на следующее. В части 2 статьи 14.13 КоАП среди правонарушений за неправомерные действия при банкротстве перечислено и неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

В статье 8 Федерального закона о банкротстве перечисляются лица, обязанные обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.

Преднамеренное банкротство – основные признаки и порядок привлечения к ответственности

К их числу относятся не только руководитель должника — юридического лица, но и индивидуальный предприниматель, то есть гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Получается, что если не подано заявление о признании юридического лица банкротом, то лицо, обязанное подать такое заявление в соответствии с Федеральным законом о банкротстве, может быть привлечено к административной ответственности. А индивидуальный предприниматель, также обязанный подать такое же заявление в соответствии с тем же Федеральным законом, не может быть привлечен к административной ответственности, так как КоАП она не предусмотрена.

Исходя из сказанного, полагаем необходимым установить административную ответственность за неисполнение обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о признании банкротом как юридического лица, так и индивидуального предпринимателя, исключив из части 2 статьи 14.13 КоАП слова "юридического лица".

В судебной практике при применении КоАП может возникнуть и еще одна проблема. Ответственность за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство устанавливаются не только КоАП, но и Уголовным кодексом РФ. Единственным отличием содержания указанных понятий, данных в КоАП и в Уголовном кодексе РФ, является то, что эти действия, согласно Уголовному кодексу РФ, должны причинить крупный ущерб.

Поскольку административная ответственность за перечисленные деяния не устанавливалась, вопрос о том, что такое крупный ущерб, возможно, и не возникал в судебной практике. Но теперь, когда за деяния устанавливается и административная, и уголовная ответственность, должно быть четко определено понятие "крупный ущерб". Это также необходимо и для того, чтобы органы, составляющие протоколы об административных правонарушениях <*>, в случаях фиктивного или преднамеренного банкротства, а также неправомерных действий при банкротстве четко могли провести грань между правонарушением и уголовным преступлением. Для этого в Уголовном кодексе РФ необходимо сделать примечание к статьям 195 — 197, в котором бы указывалось, сколько минимальных размеров оплаты труда в данном случае составляют крупный ущерб.

<*> Как уже было сказано, это арбитражные суды и должностные лица ФСФО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *