Кто назначает арбитражного управляющего

Содержание

Полномочия конкурсного управляющего

1. С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

2. Конкурсный управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;

включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 144-ФЗ)

привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 144-ФЗ)

принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;

предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;

исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

3. Конкурсный управляющий вправе:

распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;

заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ;

подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, лиц, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника, предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;

(в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ)

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.04.2009 N 73-ФЗ.

5. При наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

An error occurred.

(в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 28.04.2009 N 73-ФЗ.

6. Собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника при условии, что такое прекращение не повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий (далее — социально значимые объекты), необходимых для жизнеобеспечения граждан. Конкурсный управляющий обязан прекратить производство должником товаров (выполнение работ, оказание услуг) на основании решения собрания кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности должника в течение трех месяцев с даты принятия такого решения.

(п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Оглавление 1

Введение 2

Правовой статус арбитражного управляющего 3

Арбитражный управляющий 7

Временный управляющий 10

Внешний управляющий 13

Конкурсный управляющий 16

Заключение 20

Список использованной литературы: 21

Введение

Многие до сих пор не представляют себе, в чем заключается суть профессии «Арбитражный управляющий». В глазах одних — это госслужащий, участвующий в банкротных процедурах. В глазах других — человек, который пришел на предприятие с целью растащить последнее и тем самым окончательно погубить его.

Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день институт банкротства относительно нов для российской системы правового регулирования, а эффективность института банкротства напрямую зависит от деятельности арбитражного управляющего. От его квалификации, умения и знаний во многом зависит судьба предприятия. В последнее время институт банкротства в России постепенно набирает силу, растет количество антикризисных управляющих и, как следствие, увеличивается конкуренция на рынке труда арбитражных управляющих. Все большее значение начинает приобретать настоящий профессионализм в этой сфере.

Цель данной работы определить, какую роль и функции выполняет арбитражный управляющий в ходе различных процедур банкротства предприятия.

Правовой статус арбитражного управляющего

Впервые ввел в российскую экономику этого нового участника процесса банкротства закон «О банкротстве предприятий»1992 года. Но ключевой фигурой процедуры банкротства арбитражного управляющего определил введенный в действие закон «О банкротстве» в 1998 году.

Именно в это время Россия переживала экономический кризис, многие остались без работы. Поэтому востребованная на рынке профессия арбитражного управляющего стала очень привлекательной и для многих являлась попыткой попробовать себя на новом поприще и начать новую жизнь.

Таким образом, в эту сферу пришли экономисты, банковские работники и участники рынка ценных бумаг, для которых в то время настали не лучшие времена. Также арбитражными управляющими зачастую являются бывшие инженеры и военные.

Обязанности арбитражного управляющего. Функции арбитражного управляющего.

Но на момент принятия данного закона профессии арбитражного управляющего практически не существовало, и требования, которые предъявлялись к данным специалистам, как показывает сегодняшний день, были далеко не совершенны, поэтому на рынке банкротства было достаточно много неквалифицированных специалистов. Арбитражным управляющим мог стать практически любой желающий, прошедший короткий курс обучения и сдавший несложный экзамен. Некоторые арбитражные управляющие даже не имели высшего образования. Более того, до сих пор арбитражный управляющий не нес никакой ответственности и за свои действия.

Но сегодня ситуация изменилась, и в новом законе 2002 года прописан еще более существенный объем профессиональных требований к арбитражным управляющим. Первое — это наличие высшего образования. Второе — это наличие управленческого опыта не менее двух лет. Третье — это наличие аттестата, свидетельствующего о получении специального образования по программе, которая утверждается соответствующими федеральными ведомствами. И четвертое — этот арбитражный управляющий должен пройти стажировку не менее года в саморегулируемой организации, получить положительный отзыв о деятельности этого потенциального арбитражного управляющего в саморегулируемой организации и быть членом этой саморегулируемой организации.

Также были введены механизмы ответственности арбитражных управляющих, такие как институт дисквалификации, впервые примененный в этом законе. Второе — это страхование материальной ответственности за причиненный ущерб арбитражным управляющим и саморегулируемыми организациями, которые должны давать поручительство за деятельность этих арбитражных управляющих.

Законодатели считают, что финансовая ответственность арбитражных управляющих за счет страхования позволит устранить конфликт интересов, когда Федеральная служба по финансовому оздоровлению, участвуя в деле о банкротстве предприятия, одновременно осуществляла надзор за деятельностью одного из основных участников процедуры банкротства.

Договор страхования ответственности признается формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего. Минимальная страховая сумма по договору страхования должна быть менее чем три миллиона рублей в год. Арбитражный управляющий в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника.

Арбитражный управляющий теперь работает не в одиночку. По закону эти частные предприниматели обязаны входить в одну из саморегулируемых организаций. Каждый арбитражный управляющий, кроме наличия страховых полисов, должен внести в компенсационный фонд своей организации не менее пятидесяти тысяч рублей. Компенсационный фонд также будет использоваться на возмещение убытков в случае неправильной деятельности арбитражных управляющих. Общий компенсационный фонд может быть использован в случае неправильной работы одного управляющего. Теперь арбитражные управляющие должны отвечать друг за друга, то есть у них — некая круговая порука.

Саморегулируемая организация должна контролировать действия каждого своего арбитражного управляющего, и в случае, если он действует неправильно, она должна принимать к нему меры, вплоть до исключения из саморегулируемой организации. А исключение из саморегулируемой организации обязывает его уйти с предприятия.

Нормы Закона о банкротстве определяют, что арбитражный суд может назначить арбитражным управляющим физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.

Очень интересен и неоднозначен тот факт, что арбитражным управляющим может быть только лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам.

Но правовое положение арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя имеет свои особенности. Оно обусловлено спецификой процедур банкротства и находит свое выражение в необходимости особого распределения предпринимательских рисков и осуществления арбитражным управляющим деятельности как от своего имени, так и от имени должника, как в интересах должника, так и в интересах кредиторов.

Управляющий может участвовать в процессе банкротства от своего имени и осуществлять полномочия, предусмотренные федеральным законом для различных процедур банкротства. В этом случае можно говорить о деятельности арбитражного управляющего, осуществляемой своей властью в интересах кредиторов или должника.

В то же время на арбитражного управляющего на различных стадиях банкротства возлагаются функции руководителя должника, в таком случае арбитражный управляющий становится исполнительным органом должника.

Это обстоятельство свидетельствует о том, что деятельность арбитражного управляющего имеет существенные особенности, не свойственные другим индивидуальным предпринимателям.

Даже получение вознаграждения, которое с экономической точки зрения является прибылью, регулируется способами, не применимыми к прибыли.

Деятельность арбитражного управляющего, безусловно, является оплачиваемой. Арбитражный управляющий получает вознаграждение за счет имущества должника. Если его имущества недостаточно, вознаграждение может выплачиваться кредиторами. В любом случае размер вознаграждения утверждается арбитражным судом и не зависит от успеха деятельности арбитражного управляющего. Вознаграждение арбитражного управляющего и прибыль индивидуального предпринимателя имеют совершенно разную правовую природу. Но порядок налогообложения доходов арбитражного управляющего не отличается от порядка, установленного для других индивидуальных предпринимателей.

В отличие от обычного предпринимателя, правовой статус арбитражного управляющего не дает ему и полной самостоятельности, которая является признаком предпринимательства.

Арбитражный управляющий не имеет права действовать только в своих интересах. Независимо от процедуры банкротства на первом месте всегда должны стоять интересы кредиторов и должника. Также действия арбитражного управляющего строго лимитированы законом и решениями собрания и комитета кредиторов.

Арбитражный управляющий

Общим термином «арбитражный управляющий» обозначаются три вида антикризисных специалистов — временный управляющий, внешний управляющий и конкурсный управляющий, — функционирующие на разных стадиях процедуры банкротства. Фигура арбитражного управляющего является ключевой практически на всех этапах процедуры банкротства. Эффективность института банкротства напрямую зависит от деятельности арбитражного управляющего. От его квалификации, умения и знаний во многом зависит судьба предприятия.

Арбитражный управляющий(англ. arbitration manager) — в РФ лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Арбитражным управляющим (временным управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим) может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»** (ст. 4) устанавливает специальные требования к А.у., действующим в этой сфере. А.у. здесь может быть назначено физическое лицо, имеющее опыт работы в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса, указанных в пп. 1 и 2 ст. 1 этого Федерального закона.

Не могут быть назначены Арбитражным управляющим:

лица, осуществлявшие ранее управление делами должника — юридического лица, за исключением случаев, когда с момента отстранения указанного лица от управления делами должника прошло не менее 3 лет;

лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом др. лиц (дисквалифицированные лица);

лица, имеющие судимость.

Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии, выдаваемой государственным органом РФ по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. При банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса арбитражный управляющий должен иметь не только лицензию, но и аттестат, выданный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области топливно-энергетического комплекса. Отзыв в установленном порядке лицензии Арбитражного управляющего в период осуществления им его полномочий является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей.

Лицо, получившее лицензию, обязано зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде, по назначению которого оно обязуется исполнять обязанности арбитражного управляющего.

Арбитражный управляющий имеет право: созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов; обращаться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; получать вознаграждение в размере и порядке, которые предусмотрены этим законом; привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника, если иное не установлено ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» или соглашением с кредиторами; подавать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.

Арбитражный управляющий обязан: принимать меры по защите имущества должника; анализировать его финансовое состояние; анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных рынках; рассматривать заявленные требования кредиторов; осуществлять иные функции, установленные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

При осуществлении своих прав и обязанностей арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника и его кредиторов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, которое повлекло убытки для должника или кредиторов, может являться основанием для отзыва лицензии, при отсутствии таких последствий — основанием для отстранения арбитражным судом от исполнения им своих обязанностей. Должник и его кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражным управляющим, нарушающими законодательство РФ.

Страницы: следующая →

12Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Арбитражныйуправляющий, его права, полномочия, обязанности, психологические характеристики

    Контрольная работа >> Экономика

    арбитражногоуправляющего на различных стадиях банкротства возлагаются функции руководителя … арбитражногоуправляющего на разных стадиях процедурыбанкротства Правовое положение временного управляющего Основной задачей первой стадии банкротствапредприятия

  2. Банкротствопредприятий и система критериев оценки их неплатежеспособности

    Реферат >> Финансы

    арбитражнымуправляющим при введении соответствующих процедурбанкротства. Основные виды банкротства, процедура и ее участники Виды банкротства Понятие банкротства характеризуется различными

  3. Процедурабанкротствапредприятия (2)

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Арбитражныйуправляющий (временный управляющий

  4. Финансовые аспекты процедурбанкротствапредприятий

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    процедурбанкротствапредприятий» Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы финансовых аспектов процедурбанкротства 1.1 Сущность и причины банкротства 1.2 Процедурыбанкротствазадач использовались различныеуправляющий, арбитражныйуправляющий, …

  5. Правовой статус арбитражногоуправляющего (3)

    Реферат >> Государство и право

    … статус арбитражногоуправляющего на разных стадиях процедурыбанкротства Правовое положение временного управляющего. Основной задачей первой стадии банкротствапредприятия

Хочу больше похожих работ…

Все статьи Назначение и прекращение полномочий арбитражного управляющего (Батянов М.В.)

Арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом. В процедуре утверждения арбитражного управляющего можно выделить следующие этапы.
На первом этапе представляется либо кандидатура арбитражного управляющего, либо саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее — СРО), которая в дальнейшем представит кандидатуру арбитражного управляющего.
На стадии возбуждения дела лицом, подавшим в суд заявление о признании должника банкротом (должником, конкурсным управляющим, уполномоченным органом), должна быть представлена либо кандидатура временного управляющего, либо СРО, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий. В случае если в заявлении нет такой информации, заявление будет оставлено без движения.

На этом этапе могут быть сформулированы дополнительные требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего. Дополнительные требования к временному управляющему на стадии возбуждения дела могут быть определены кредитором, обратившимся в суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о несостоятельности (банкротстве)). Должник, инициировавший возбуждение дела о несостоятельности, такого права не имеет. Предоставление кредитору-заявителю права на определение дополнительных требований связано с тем, что на данной стадии производства по делу о банкротстве собрание кредиторов еще не сформировано.
В дальнейшем правом на установление дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего и на представление либо кандидатуры арбитражного управляющего, либо СРО обладает собрание кредиторов (п. 2 ст. 12 Закона о несостоятельности (банкротстве)).
Если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной СРО арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве представляет СРО, членом которой являлся такой арбитражный управляющий (п. 6 ст. 45 Закона о несостоятельности (банкротстве)).

На втором этапе (п. 4 ст. 45 Закона о несостоятельности (банкротстве)) заявленная СРО направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным ст. ст. 20 и 20.2 Закона о несостоятельности (банкротстве), либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости — информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.
Замена кандидатуры арбитражного управляющего или СРО, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную СРО организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.
На третьем этапе (п. 4 ст. 45 Закона о несостоятельности (банкротстве)) по результатам рассмотрения представленной СРО информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным ст. ст. 20 и 20.2 Закона о несостоятельности (банкротстве)), или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.
В случае непредставления заявленной СРО в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным ст. ст. 20 и 20.2 Закона о несостоятельности (банкротстве), в течение 14 дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или СРО арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой СРО.

Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве СРО не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным ст. ст. 20 и 20.2 Закона о несостоятельности (банкротстве), или кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд рассматривает ходатайства иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.
При поступлении нескольких ходатайств иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого указана в ходатайстве, поступившем в арбитражный суд первым, или кандидатуру арбитражного управляющего, представленную СРО, указанной в таком ходатайстве.
В случае если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в сроки и в порядке, которые установлены Законом о несостоятельности (банкротстве), арбитражный суд обращается в орган по контролю (надзору), который в течение семи рабочих дней с даты получения обращения арбитражного суда обязан обеспечить в порядке, установленном регулирующим органом, представление кандидатуры арбитражного управляющего другой СРО из числа СРО, сведения о которых включены в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих.
В случае если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение шести месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу.
Касательно прекращения полномочий арбитражного управляющего необходимо иметь в виду, что арбитражный управляющий может быть либо отстранен, либо освобожден от исполнения возложенных на него обязанностей на основании определения арбитражного суда, которое подлежит немедленному исполнению. Отличие отстранения от освобождения в том, что отстранение — это санкция за неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве

Освобождение же арбитражного управляющего не связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением арбитражным управляющим своих обязанностей.
Согласно ст. 20.5, п. 4 ст. 65, п. 5 ст. 83, ст. 97, ст. 144 Закона о несостоятельности (банкротстве) определение об освобождении арбитражного управляющего может быть вынесено арбитражным судом в ходе всех процедур банкротства на основании:
заявления арбитражного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей арбитражного управляющего;
ходатайства СРО арбитражных управляющих, членом которой он является. Такое ходатайство должно быть направлено СРО в арбитражный суд в случае выхода арбитражного управляющего из СРО в течение четырнадцати рабочих дней с даты принятия постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО решения о прекращении членства арбитражного управляющего в СРО в связи с его выходом из этой организации. В случае если ходатайство СРО не поступило в арбитражный суд в течение двадцати дней с даты принятия постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО решения о прекращении членства арбитражного управляющего в СРО, лица, участвующие в деле, вправе заявить об освобождении арбитражного управляющего, и на основании такого ходатайства арбитражный суд освобождает арбитражного управляющего.
В пункте 3 ст. 107 Закона о несостоятельности (банкротстве) закрепляется еще одно основание для освобождения арбитражного управляющего. В соответствии с указанной нормой при рассмотрении плана внешнего управления собрание кредиторов может принять решение об отклонении плана внешнего управления и освобождении внешнего управляющего. Если рассматривать данную норму с формальной точки зрения, получается, что основанием для отстранения арбитражного управляющего является не определение арбитражного суда, а решение собрания кредиторов. Представляется, такое толкование является неверным. Основанием для прекращения полномочий арбитражного управляющего может быть только определение арбитражного суда. В приведенной норме закрепляется основание для вынесения такого определения.
Касательно отстранения арбитражного управляющего арбитражный суд может вынести соответствующее определение по следующим основаниям.
По требованию лица, участвующего в деле, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) или федеральными стандартами (п. 1 ст. 20.4 Закона о несостоятельности (банкротстве)). Исходя из указанной нормы, лица, не являющиеся участниками дела о несостоятельности, не могут требовать отстранения арбитражного управляющего.
В главах, регулирующих процедуры несостоятельности, указывается на то, что такое требование может быть удовлетворено при одновременном наличии двух условий. Во-первых, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей должно нарушать права или законные интересы заявителя жалобы. Во-вторых, оно влечет или может влечь убытки должника или его кредиторов (эти условия вытекают из п. 3 ст. 65, п. 5 ст. 83, ст. ст. 98, 145 Закона о несостоятельности (банкротстве)).
По ходатайству собрания кредиторов. Решение об обращении с ходатайством об отстранении принимается большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, имеющих право голоса на собрании по данным реестра (п. 2 ст. 15 Закона о несостоятельности (банкротстве)). С рекомендацией об отстранении к собранию кредиторов может обращаться комитет кредиторов (п. 3 ст. 17 Закона о несостоятельности (банкротстве)). Из содержания п. 5 ст. 83, ст. ст. 98, 145 Закона о несостоятельности (банкротстве) вытекает, что такое ходатайство может быть заявлено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей (в ходе внешнего управления также при невыполнении предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности).
В ходе конкурсного производства ходатайство об отстранении может быть заявлено комитетом кредиторов, поскольку решение этого вопроса не отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов (ст. 145 Закона о несостоятельности (банкротстве)).
В случае отмены определения арбитражного суда об отстранении арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей за неисполнение или ненадлежащее их исполнение арбитражный управляющий не подлежит восстановлению арбитражным судом для исполнения данных обязанностей.
В случае исключения арбитражного управляющего из СРО (п. 2 ст. 20.4 Закона о несостоятельности (банкротстве)). Основанием для исключения из СРО может быть нарушение арбитражным управляющим условий членства в СРО, нарушение арбитражным управляющим требований Закона о несостоятельности (банкротстве), других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности.
Отстранение арбитражного управляющего от исполнения своих обязанностей производится арбитражным судом на основании заявления СРО. В случае отмены или признания недействительным решения об исключении арбитражного управляющего из СРО, послужившего основанием для отстранения арбитражным судом утвержденного арбитражного управляющего, он не может быть восстановлен арбитражным судом для исполнения обязанности арбитражного управляющего (абз. 2 п. 2 ст. 20.4 Закона о несостоятельности (банкротстве)).
В пункте 3 информационного письма от 30 декабря 2004 г. N 88 "О некоторых вопросах, связанных с утверждением и отстранением арбитражных управляющих" Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рекомендовал арбитражным судам руководствоваться тем, что при наличии в арбитражном суде дела, связанного с оспариванием арбитражным управляющим решения СРО об исключении его из членов СРО, суд может приостановить производство, возбужденное по заявлению организации, до рассмотрения дела по заявлению арбитражного управляющего в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В случае применения к арбитражному управляющему наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения (п. 3 ст. 20.4 Закона о несостоятельности (банкротстве)). Ходатайство об отстранении арбитражного управляющего по этому основанию направляется в арбитражный суд СРО в течение трех рабочих дней с даты получения уведомления о дисквалификации арбитражного управляющего.
Отмена судебного акта о дисквалификации арбитражного управляющего не является основанием для восстановления его арбитражным судом для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
В случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица арбитражным управляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица арбитражным управляющим (п. 3 ст. 65, п. 5 ст. 83, ст. ст. 98, 145 Закона о несостоятельности (банкротстве)). По смыслу Закона по данному основанию арбитражный управляющий может быть отстранен по инициативе арбитражного суда.
Например, по данному основанию арбитражный управляющий должен быть отстранен, если после его утверждения выясняется, что у него поддельный диплом о высшем профессиональном образовании. Арбитражный управляющий также будет отстранен от исполнения обязанностей арбитражного управляющего, если после утверждения он будет осужден за умышленное преступление.
Обстоятельством, препятствующим утверждению лица арбитражным управляющим и возникающим после утверждения, является непредставление арбитражным управляющим в суд документа о дополнительном страховании своей ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле. Согласно ст. 24.1 Закона о несостоятельности (банкротстве) такая страховка необходима, если балансовая стоимость активов должника превышает сумму в 100 млн. руб. Управляющий в течение 10 дней с даты его утверждения судом должен застраховать свою ответственность и представить соответствующие документы в суд.
В пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указывается на то, что отстранение по этому основанию может быть инициировано как участниками дела о банкротстве, так и участниками арбитражного процесса по делу о банкротстве. По этому основанию арбитражный управляющий может быть отстранен и по инициативе суда.
В действующем Законе о несостоятельности (банкротстве) отсутствует общая норма, предоставляющая арбитражному суду право по своей инициативе отстранить арбитражного управляющего при неисполнении или ненадлежащем исполнении им обязанностей арбитражного управляющего, при отсутствии требования об отстранении (жалобы) либо от участника дела, либо от собрания кредиторов <1>.
———————————
<1> В пункте 2 ст. 21 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. такая норма была.

В специальных нормах Закона о несостоятельности (банкротстве), регулирующих процедуры несостоятельности (п. 3 ст. 65, п. 5 ст. 83, ст. ст. 98, 145) устанавливается, что арбитражный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения своих обязанностей в связи с удовлетворением судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве. Возникает вопрос: может ли суд без наличия в жалобе требования об отстранении отстранить арбитражного управляющего при наличии установленных в законе условий? По мнению В.В. Витрянского, суд по своей инициативе не может отстранить арбитражного управляющего . Представляется, что в данном случае мы имеем дело с законодательным просчетом, требующим корректировки. Одной из функций суда в деле о несостоятельности является функция контроля. У суда должна быть возможность оперативного реагирования на нарушения закона со стороны арбитражного управляющего. И эта возможность не должна связываться лишь с инициативой участников дела.

Список литературы

1. Банкротство и ликвидация в свете судебной практики (интервью с В.В. Витрянским, заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ) // Закон. 2007. N 7.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Конкурсный арбитражный управляющий — это арбитражный управляющий в процедуре конкурсного производства. Его полномочия состоят в поиске, выявлении и возврате имущества а также осуществление ряда мероприятий направленных на обеспечение его сохранности, составление реестра кредиторов и соразмерное удовлетворение требований, ликвидация организации.

Каким полномочиями обладает конкурсный управляющий?

Назначается конкурсный управляющий Арбитражным судом на основании ФЗ № 123 «О несостоятельности (банкротстве)» по представлению собрания кредиторов.

Конкурсное производство — последняя стадия процедуры банкротства. Это система мероприятий под контролем арбитражного суда с целью проведения ликвидации должника и удовлетворения требований кредиторов с последующим исключением организации из реестра.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

1) срок исполнения всех денежных обязательств должника и отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;

2) прекращается начисление неустоек, процентов, пени, штрафов, и иных санкций (финансовых или экономических);

3) сведения о финансовом состоянии должника перестают носить конфиденциальный характер;

4) прекращается исполнение исполнительных документов.

Конкурсное производство вводится сроком на шесть месяцев и может быть продлено еще на шесть месяцев.

Арбитражный управляющий (конкурсный управляющий) действует вплоть до завершения конкурсного производства. С момента назначения нему переходят все полномочия по распоряжению имуществом должника и управлению делами должника. Органы управления должника обеспечивают передачу печатей и штампов, бухгалтерской и иной документации должника, в течение трех дней с момента назначения.

Порядок назначения арбитражного управляющего судом

Порядок назначения арбитражного управляющего можно разделить на несколько этапов. Начнем с того, что процедура банкротства начинается с подачи заявления в арбитражный суд кредитором, налоговым органом или самим должником.

Причем, обязательным условием содержания этого заявления является указание конкретной кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, которая уже из числа своих членов представит на утверждение суду арбитражного управляющего.

Затем арбитражный суд направляет в заявленную СРО запрос о кандидатуре арбитражного управляющего или о соответствии указанной в заявлении кандидатуры установленным требованиям.

Порядок назначения арбитражного управляющего несколько видоизменяется в случае назначения арбитражного управляющего при переходе от временного наблюдения к внешнему или конкурсному производству или при отдельном решении собрания кредиторов по замене арбитражного управляющего.

Процесс назначения арбитражного управляющего берет начало с поступления в арбитражный суд Протокола собрания кредиторов с указанием или СРО арбитражных управляющих или конкретной кандидатуры арбитражного управляющего.

Далее арбитражный суд направляет в СРО арбитражных управляющих запрос по кандидатуре указанной в протоколе собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

Не позднее, чем в течении 9 дня с даты получения определения арбитражного суда (протокола собрания кредиторов), саморегулируемая организация должна предоставить в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным законом. Информация предоставляется в форме документа с названием, например, представление арбитражного управляющего.

После этого арбитражный суд рассматривает информацию, предоставленную СРО о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требования, предусмотренным законном. По результатам рассмотрения арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

Функции конкурсного арбитражного управляющего:

— принятие в ведение имущество, проведение его инвентаризации и оценки, меры по обеспечению его сохранности, анализ финансового состояния;

— предъявление требований к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником;

— уведомление работников о предстоящем увольнении в соответствии с российским законодательством о труде; рассмотрение в установленном порядке требований кредиторов, предъявленных к должнику, ведение реестра требований кредиторов;

— проверка обоснованности требований кредиторов.

Конкурсный управляющий должен использовать только один счет в банке (открывается при отсутствии в ходе конкурсного производства). Отчет об использовании денежных средств представляется собранию или комитету кредиторов один раз в месяц и арбитражному суду по его требованию.

Затем конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах. Недвижимое имущество, предметы, имеющие историческую или художественную ценность, заложенное имущество, ценные бумаги, имущественные права (дебиторская задолженность), имущество, рыночная стоимость которого превышает пятьсот тысяч рублей подлежит продаже на торгах, проводимых в электронной форме (п.3, ст. 111).

Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований. Требования последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения предыдущей. Ликвидация предприятия. При недостаточности средств они распределяются пропорционально суммам требований.

После завершения расчетов конкурсный управляющий представляет отчет о результатах проведения конкурсного производства. Арбитражный суд выносит решение о завершении процедуры конкурсного производства, оно подлежит немедленному исполнению и является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Максим Шилин

Специально для Информационного Агентства "Финансовый Юрист"

Арбитражный управляющий в Москве — это специалист, назначаемый арбитражным судом для ведения банкротных процедур и осуществления прочих полномочий. С одной стороны, арбитражный управляющий помогает компании, если это возможно, выйти из финансового кризиса, а с другой — обеспечить исполнение должником своих обязательств перед кредиторами. Следовательно, фигура арбитражного управляющего является одной из ключевых в деле о банкротстве юридических лиц, поэтому к ее выбору следует подходить весьма ответственно.

Помочь в этом вопросе призван новый сервис на сайте ФНС — «Проверь арбитражного управляющего». С помощью него можно выяснить, допускал ли интересующий фирму арбитражный управляющий ошибки при осуществлении своей деятельности и соответствует ли он законодательству о банкротстве.

Для этого в соответствующие поля на странице сервиса нужно ввести следующие данные:

  • наименование СРО, где состоит арбитражный управляющий;
  • ФИО арбитражного управляющего;
  • наименование должника;
  • ИНН арбитражного управляющего;
  • код региона места нахождения фирмы-должника.

Обязательной для ввода является только наименование СРО, где состоит управляющий.

В открывшемся окне появится информация о допущенных арбитражными управляющими нарушениях, наименование суда, выявившего нарушения, а также реквизиты судебного дела.

В настоящее время сервис «Проверь арбитражного управляющего» от ФНС позволяет получить информацию за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года. Создатели отмечают, что пока он работает в тестовом режиме, поэтому возможны небольшие сбои и ошибки.

Информация будет регулярно обновляться.

При этом, стоит иметь в виду, что не все правонарушения свидетельствуют о недобросовестности арбитражного управляющего. Многие недобросовестные кредиторы ставят цель дискредитации конкретного арбитражного управляющего. Поводом к этому могут являться безобидные вещи, такие, как пропуск срока обязательной публикации сообщения на несколько дней и тому подобное. Советуем оценивать кандидатуру арбитражного управляющего по совокупности факторов, а не исключительно по наличию/отсутствию правонарушений.

Как еще можно проверить арбитражных управляющих в Москве

Фирмы, нуждающиеся в услугах арбитражных управляющих, или просто желающие проверить их кандидатуры, могут действовать несколькими способами:

  1. Проверка информации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Указав данные конкретного арбитражного управляющего, можно посмотреть, какие дела находятся у него в производстве. Данная информация позволяет оценить опыт и востребованность управляющего.
  2. Поиск информации на сайте конкретного СРО, где состоит арбитражный управляющий. Там можно узнать, когда арбитражный управляющий был включен в СРО, а также некоторые другие сведения.
  3. Поиск сведений в картотеке арбитражных дел. Здесь можно найти решение суда о привлечении к административной ответственности АУ, где будут указаны все детали.
  4. Поиск информации в реестре арбитражных управляющих на сайте Росреестра. Он поможет выяснить, когда был включен управляющий в реестр, в какой СРО он состоит и каков его регион проживания.
  5. Поиск информации на личных страницах арбитражных управляющих в Интернете. Там можно узнать образование управляющего, опыт работы и другие важные сведения.
  6. Изучение отзывов о работе арбитражного управляющего от других фирм.

Использование всех способов в совокупности помогает фирмам получать достоверную и полную информацию об арбитражных управляющих, чтобы в дальнейшем принимать правильные решения.

40. Права и обязанности конкурсного управляющего

Юридическая компания “КМК” при оказании услуг по банкротству юридических лиц взаимодействует исключительно с проверенными на деле управляющими. Четкая структура взаимодействия с арбитражным управляющим позволяет не допускать нарушения прав наших клиентов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *