ФЗ об аудиторской деятельности

Содержание

Сравнение Законов "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ и №119-ФЗ.

Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов. Первый этап (1987 — 1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным созданием аудиторских организаций (в 1987 г. появилась первая аудиторская организация "Интераудит"), с другой — стихийностью зарождения аудиторской деятельности (бессистемная подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990 — 1993 гг.)

Второй этап (с декабря 1993 г. до принятия в августе 2001 г.

Об аудиторской деятельности

Федерального закона "Об аудиторской деятельности") — период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2263, Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" и ряда других документов.

Проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, образовались аудиторские общественные объединения и аудиторские организации, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Принятие Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" ознаменовало переход к третьему этапу аудиторской деятельности в России, который подтвердил окончательное становление системы российского аудита и определил перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свою нишу среди других видов финансового контроля. Россия приобрела непременный атрибут рыночной экономики — аудит как неотъемлемый элемент социально-экономических преобразований. От качества аудиторских услуг во многом зависит успешная деятельность народно-хозяйственного комплекса, эффективность осуществления экономических реформ в Российской Федерации.

За прошедший период произошли изменения в экономике России, отдельные положения Закона № 119-ФЗ была уточнены, но жизнь потребовала внесения кардинальных изменений, что и привело к принятию нового Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

В табл. 1 приведено сравнение состава статей Законов № 307-ФЗ и №119-ФЗ.

Таблица 1.Сопоставление структуры Законов "Об аудиторской деятельности"

Анализ данных табл. 1 показывает, что все основные статьи Закона №119-ФЗ вошли в содержание нового Закона; исключение составляют ст. ст. 13 "Страхование при проведении обязательного аудита" и 17 "Лицензирование аудиторской деятельности", которые в новый Закон не попали.

Изменения, связанные с терминологией, с определением предмета аудиторской деятельности. Получило четкое определение само понятие аудиторской деятельности или аудиторских услуг. Закон № 119-ФЗ уравнивал понятия аудита и аудиторской деятельности, точно так же, как он уравнивал сопутствующие аудиту услуги и прочие услуги. Эти две пары образовывали два понятия.

Закон № 307-ФЗ четко определяет, что деятельность аудиторской организации включает аудиторскую деятельность и прочие услуги. В свою очередь, аудиторская деятельность состоит из аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и сопутствующих аудиту услуг.

Изменилось и определение предмета аудита. Закон № 119-ФЗ включал в предмет помимо бухгалтерской (финансовой) отчетности порядок ведения бухучета. И отсюда цель аудита, с одной стороны, выглядела как определение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, с другой – как определение соответствия порядка ведения бухгалтерского учета установленным правилам. Что не вполне отвечало общим представлениям о том, что есть аудит.

В связи с этим в законе № 307-ФЗ порядок ведения бухгалтерского учета исключен из понятия предмета аудиторской деятельности.

С точки зрения субъектов проведения аудита расширена сфера для индивидуальных аудиторов. Они точно так же, как аудиторская организация, имеют возможность с 1 января 2009 г. проводить обязательный аудит с теми ограничениями, которые предусмотрены законодательством.

Достаточно важные изменения были сделаны в законе в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности как предмета аудита. Само по себе понятие, которое использовано в законе № 119-ФЗ, и понятие, которое было в дальнейшем использовано в стандартах аудиторской деятельности, абсолютно не находили подкрепления в действующем законодательстве. В связи с этим в законе № 307-ФЗ достаточно четко прописано, что предметом аудита являются два вида отчетности: 1) бухгалтерская отчетность и 2) отчетность, которая удовлетворяет двум критериям: во-первых, аналогичная по составу бухгалтерской отчетности и предусмотренная законодательством; во-вторых, отчетность, предусмотренная иными федеральными законами: консолидированная финансовая отчетность, консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках, просто консолидированная отчетность, сводная бухгалтерская отчетность и пр.

Главное изменение, которое предлагает Закон, — отмена с 1 января 2010 г. государственного лицензирования аудиторской деятельности. Индивидуальные аудиторы и аудиторские компании в течение 2009 г. должны будут объединиться в саморегулируемые организации (СРО), которые и станут основными контролерами в этой сфере. Такие профессиональные ассоциации наделяются широчайшим кругом полномочий, включая разработку и утверждение собственных стандартов и кодексов профессиональной этики.

Стандарты СРО аудиторов должны определять требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Конечно, эти стандарты не должны противоречить федеральным и создавать препятствия к осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами их профессиональной деятельности. И при этом они являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов, являющихся членами соответствующей СРО.

Именно профессиональные ассоциации будут проводить квалификационные экзамены, контролировать качество выполнения услуг своими членами и наказывать провинившихся, в том числе принимать решения об аннулировании квалификационных аттестатов аудиторов.

Введение……………………………………………………………………………3

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Сущность и содержание…………………………………………………………………………6

2. Существенность в аудите в соответствии с федеральным стандартом №4 «Существенность в аудите». Сущность и основные понятия. Определение уровня существенности…………………………………………………………16

Ситуация 1……………………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………………………………..32

Введение

Принятие нового Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области и направлено на законодательное обеспечение существенного снижения административного вмешательства в аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов.

Закон предусматривает значительное расширение полномочий саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов.

307 фз об аудиторской деятельности последняя редакция

Законом предусматривается отмена лицензирования аудиторской деятельности с 1 января 2010 г, которое заменяется обязательным членством аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в СРО аудиторов. В законе подробно прописаны функции, права и обязанности СРО аудиторов, а также требования к ним.

Закон предусматривает передачу СРО аудиторов функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами этих саморегулируемых организаций. Вместе с тем контроль качества аудита организаций, подлежащих обязательному аудиту, в том числе со значительной долей государственной собственности, может также осуществляться уполномоченным федеральным органом. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном будет сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

Государственное регулирование аудиторской деятельности в основном заключается в выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности, нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности, включая утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, ведении государственного реестра СРО аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, анализе состояния рынка аудиторских услуг в России. В целях общественного надзора создается Совет по аудиторской деятельности.

Принцип существенности в аудите является фундаментом, своего рода гарантией для решения многих вопросов. Этот принцип формирует логическую последовательность и взаимосвязь между этапами аудита, объемом и содержанием аудиторских процедур, оценкой результатов собранных аудиторских доказательств и формой аудиторского заключения. Существенность определяет размер допустимой ошибки и, как следствие, форму составления аудиторского заключения.

По моему мнению, актуальность и значимость существенности в аудите объясняются несколькими причинами: во-первых, принцип существенности допускает не принимать во внимание незначительные характеристики, но вся важная информация должна быть раскрыта полностью; во-вторых, принцип существенности позволяет определить влияние стоимости определенных объектов бухгалтерского учета на сумму и структуру баланса, на финансовые результаты, следовательно, в ходе аудиторских процедур исследуются те бухгалтерские операции, которые оказывают значительное влияние на величину активов, пассивов и финансовых результатов; в-третьих, и это главное, принцип существенности требует показать всю информацию, имеющую важность для ее пользователей. Это требование касается и формулировки аудиторского заключения о представлении финансовой отчетности во всех существенных аспектах. При этом аудиторское заключение, как и сама финансовая отчетность, адресовано многочисленным пользователям, которые на основе отчетной информации принимают совершенно определенные экономические решения. В число пользователей входят руководство организации, акционеры, кредиторы, инвесторы, государственные организации. Каждый из пользователей имеет собственные интересы, которые и определяют то, что важно и существенно в бухгалтерской отчетности.

В данной роботе, рассмотрим следующие вопросы:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Сущность и содержание ;

2. Существенность в аудите в соответствии с федеральным стандартом №4 «Существенность в аудите». Сущность и основные понятия. Определение уровня существенности.

1.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Сущность и содержание

Общие правовые основы аудита

Новый закон вступил в силу с 1 января 2009 года. Соответственно утратил свое действие старый Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – старый Федеральный закон об аудиторской деятельности).

Исключение составляют несколько положений нового закона, а именно — части 1 — 8 статьи 11, часть 9 статьи 11, статьи 12 и 16, вступающие в силу в период 2010 – 2011 г.г. До этого времени, в части данных положений будут действовать аналогичные статьи старого Федерального закона об аудиторской деятельности. Поскольку указанные положения в большинстве касаются аудиторских общественных организаций и контролирующих функций Минфина России, в настоящей статье они будут рассматриваться только косвенно.

Основные определения аудита остались практически без изменений.

Согласно пункту 3 статьи 1 нового Федерального закона об аудиторской деятельности под аудитом понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (называемых далее аудируемыми лицами) в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудиторской деятельностью могут заниматься аудиторские организации и частные аудиторы (далее по тексту – аудиторы).

Сам аудит может быть обязательным или инициативным.

Обязательный аудит проводится только в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 нового Федерального закона об аудиторской деятельности, на которых мы остановимся подробнее в следующем разделе данной статьи.

Понятие инициативного аудита законом не определено, но подразумевается, что это все иные аудиторские проверки с выдачей аудиторского заключения (например, по инициативе руководства аудируемого лица, его учредителей и т.п.).

Аудиторские компании и частные аудиторы не имеют права заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных законодательством об аудите.

В этой связи следует рассмотреть одно из отличий нового Федерального закона об аудиторской деятельности от старого. Так новым законодательством об аудите введены целых два перечня услуг, которые могут оказывать аудиторы:

1) сопутствующие услуги. Перечень таких услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. В настоящее время действует Правило (стандарт) № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами», в соответствии с которым к сопутствующим услугам относятся: обзорные проверки; согласованные процедуры; компиляция финансовой информации.

Насколько можно понять из несколько туманных и обобщенных определений вышеуказанного Правила (стандарта) № 24 первые две услуги представляют собой проверки состояния учета и отчетности заказчика без предоставления аудиторского заключения (например, по требованию учредителя).

Под компиляцией финансовой информации понимается сбор, классификация и обобщение финансовой информации, а также возможная ее трансформация (к примеру, трансформация бухгалтерской отчетности, составленной по российским положениям, в отчетность по правилам МСФО);

2) к прочим услугам, связанным с аудиторской деятельностью, относятся все те услуги, что прежде относились к сопутствующим согласно старому Федеральному закону об аудиторской деятельности (восстановление и ведение бухучета, налоговый аудит, оценочная деятельность, управленческий консалтинг и пр.).

Практически не изменились положения, касающиеся независимости аудиторов, аудиторской тайны и выдачи ими аудиторского заключения по результатам проверки.

В тоже время, претерпел некоторые изменения перечень стандартов аудиторской деятельности. Если раннее (с учетом того, что членство в общественных аудиторских организациях было добровольным) аудиторы должны были руководствоваться только федеральными правилами (стандартами), то сейчас обязательны к исполнению: федеральные правила (стандарты); стандарты саморегулируемой организации аудиторов (далее по тексту – СРО).

Кроме того, к стандартам фактически приравнен Кодекс этики аудиторов России, одобренный Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (протокол № 56 от 31 мая 2007 г.), а также кодексы этики, разработанные СРО.

Теперь рассмотрим, какие кардинальные изменения внесены в аудиторское законодательство.

Остановимся подробнее на основных изменениях, внесенных новым Федеральным законом об аудиторской деятельности.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 нового Федерального закона об аудиторской деятельности Обязательный аудит проводится в следующих случаях:

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

Физическое лицо вправе осуществлять аудит при наличии квалификационного аттестата аудитора и членства в СРО.

Законом установлены правовые основания деятельности СРО в сфере аудита, требования к членству в СРО и ведению государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов.

Определены основания, при которых проведение аудита обязательно, в том числе:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) с 1 января 2011 г.

Скачать Федеральный Закон Об аудиторской деятельности

увеличены лимиты годовой выручки и суммы активов бухгалтерского баланса, при превышении которых организации обязаны проводить аудит. Обязательному аудиту подлежат организации, у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 400 млн. руб., а активы – 60 млн. руб.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Определен состав сведений, которые должно содержать аудиторское заключение. Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Установлены требования к саморегулируемой организации аудиторов (количество членов физических лиц – не менее 700 человек или коммерческих организаций – не менее 500; утверждение правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО и принятие кодекса профессиональной этики аудиторов; формирование компенсационного фонда и др.).

Плановая проверка СРО аудиторов осуществляется не чаще 1 раза в 2 года в соответствии с планом проверок, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Ознакомьтесь с темой "Зачем нужен аудит?".

Похожие главы из других работ:

Аудит денежных средств и расчетов с подотчетными лицами

1.3 Характеристика основных положений федерального закона «Об аудиторской деятельности»

аудиторский правовой нормативный обязательный При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе: 1…

Аудит затрат на производство

— характеристику источников информации для проведения аудиторской проверки;

— составление программы аудиторской проверки; — оформление протокола выявленных в ходе аудиторской проверки предприятия нарушений и ошибок…

Аудиторские проверки сельскохозяйственных предприятий

1.1 Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности. Нормативное регулирование и правовое обеспечение аудиторской деятельности в Российской Федерации

Международными стандартами аудита и сопутствующих услуг, одобренных Советом Международной федерации бухгалтеров (МФБ), аудит (аudit) определяется как предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того…

Бухгалтерский и налоговый учет

2. Основное содержание Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Цель нового Закона о бухучете — исключить устаревшие и неэффективные нормы, устранить пробелы.

Федеральный закон 307 об аудиторской деятельности

Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона 1…

Международные стандарты финансовой отчетности и их влияние на развитие бухгалтерского учета в России

2.2 Анализ исполнения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности

Сводная информация, сформированная по данным Банка России и ФСФР России, об исполнении Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» в 2013 — 1014 гг….

Нормативное обеспечение и регулирование аудита в РФ

2.2 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» — основа регулирования аудиторской деятельности

Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.) знаменует новый (третий) этап развития аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит, прежде всего, в том…

Организация и нормативное регулирование аудиторской деятеьности

2.2 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» — основа регулирования аудиторской деятельности

Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.) знаменует новый (третий) этап развития аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит, прежде всего, в том…

Отчетность территориальных органов федерального казначейства по исполнению федерального бюджета

1. Годовая отчетность территориальных органов федерального казначейства по исполнению федерального бюджета

Отчетность территориальных органов федерального казначейства по исполнению федерального бюджета

1.2 Состав годовой бухгалтерской отчетности территориальных органов федерального казначейства по исполнению федерального бюджета

В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы документов: · Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130); · Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф…

Отчетность территориальных органов федерального казначейства по исполнению федерального бюджета

1.3 Порядок составления годовой бухгалтерской отчетности территориальных органов федерального казначейства по исполнению федерального бюджета

Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) формируется получателем средств бюджета…

Порядок составления организационно-распорядительной документации

1. Дайте характеристику группы справочно-информационных документов (определение, виды документов, правила оформления)

К числу информационно-справочных документов относятся: служебные письма, телеграммы, телетайпограммы, телефонограммы, факсы. Перечисленные документы представляют собой специфические каналы связи организаций и предприятий с внешним миром…

Совершенствование организационной структуры управления закупками на примере предприятия АО "Дикси Юг"

3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 44-ф3

КогнитивЛот представляет собой комплексное системное решение по автоматизации полного закупочного цикла в рамках Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ…

Совершенствование организационной структуры управления закупками на примере предприятия АО "Дикси Юг"

4. СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ И СЕРТИФИКАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 44-ф3

Система полностью соответствует стандартам и архитектуре построения закупочного процесса в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2015 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ…

Сущность аудита и аудиторской деятельности

1.2 Правовое регулирование аудиторской деятельности, федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Развитие аудита и его регулирование в правом поле является неотъемлемой и главной задачей в Российской Федерации. Четко регламентированные правила…

Федеральный закон "О Бухгалтерском учете": анализ изменений

Анализ содержания Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

закон бухгалтерский учет государственный До 2013 года нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *